
Нормы речевого развития у детей 1-3 лет
Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.
Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга, у правшей — преимущественно левого полушария, а у левшей — правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.
У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.
В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»
Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.
Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования — назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.
Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.
Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300—400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я — Катя», «Ем сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.
Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.
Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.
Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».
Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.
В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».
Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака — пес, мишка — медвежонок и т. д.).
В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту — логопеду. Главное, сделать это вовремя.
В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.
Врачи отмечают, что речевое развитие детей в возрасте 1-3 лет проходит через несколько ключевых этапов. В возрасте одного года малыши начинают произносить свои первые слова, чаще всего это простые звуки и слоги, которые родители могут распознать как слова. К двум годам словарный запас значительно увеличивается, и дети начинают комбинировать слова в простые фразы, что свидетельствует о развитии их когнитивных навыков. В этом возрасте важно активно общаться с ребенком, читать ему книги и задавать вопросы, чтобы стимулировать его речь. К трем годам дети уже могут строить более сложные предложения и активно участвовать в диалогах. Врачи подчеркивают, что каждый ребенок уникален, и темпы речевого развития могут варьироваться, однако своевременное внимание к речевым навыкам и поддержка со стороны родителей играют ключевую роль в этом процессе.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет
Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:
|
Возраст |
Достижения |
|
12-14 месяцев |
Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь |
|
14-18 месяцев |
Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках |
|
18-20 месяцев |
Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов |
|
2 года |
В речи малыша появляются наречия и глаголы, слова уже складываются в небольшие предложения |
|
2 года 4 месяца |
Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе» |
|
2 года 6 месяцев |
В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказывает любимые стихи, но не более 4-х строчек |
|
3 года |
В этом возрасте многие дети уже умеют считать, способны запомнить на слух стихи, знают написание некоторых букв, что способствует развитию речи |
Речевое развитие детей в возрасте 1-3 лет — это важный этап, который вызывает много обсуждений среди родителей и специалистов. В этом возрасте дети начинают активно осваивать язык, что отражает их когнитивное развитие и социальные навыки. На первом году жизни малыши обычно произносят свои первые слова, а к двум годам их словарный запас значительно увеличивается. Родители отмечают, что в этом возрасте дети начинают связывать слова в простые фразы, что свидетельствует о развитии их мышления.
К трем годам дети могут уже вести простые диалоги, задавать вопросы и выражать свои желания. Специалисты подчеркивают, что важно поддерживать речевое развитие, читая книги, общаясь и играя с ребенком. В то же время, некоторые родители беспокоятся о задержках в речи, что также является распространенной темой обсуждения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться. Главное — создать благоприятную среду для общения и стимулировать интерес к языку.
Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития
Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:
- развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
- приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
- научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
- В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни — закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии — наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
- развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
- использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).
Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.
Все действия — купание, переодевание, кормление — сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».
Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка — такую речь малыш воспримет с удовольствием.
Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.
В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты — строение челюстей, языка, неба и т. д.
Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

Вопрос-ответ
Каково развитие речи и общения в возрасте 1–2 лет?
Развитие словарного запаса и языка у детей в возрасте 1–2 лет. Сначала они будут понимать и произносить в основном существительные, например, «собака» и «автобус». Со временем они начнут понимать и произносить несколько глаголов, например, «есть» и «бежать». Затем появятся прилагательные, например, «большой» и «синий».

Что должен говорить ребенок в 1. 2 года?
Ребенок умеет говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку). Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).
Каковы особенности развития речи у детей 2-3 лет?
В возрасте 2—3 лет у малыша усиливается внимательность. Он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на активное слушание. Важно не только говорить с ребенком, но и внимательно слушать его. Это поможет развить его уверенность в общении и стимулировать желание выражать свои мысли.
СОВЕТ №2
Чаще читайте книги вместе с ребенком. Выбор ярких и интересных книг поможет развить словарный запас и понимание языка. Задавайте вопросы по сюжету, чтобы вовлечь ребенка в обсуждение.
СОВЕТ №3
Используйте игры для развития речи. Игры с рифмами, песенки и простые диалоги помогут ребенку легче усваивать новые слова и фразы, а также развивать фонематический слух.
СОВЕТ №4
Создайте языковую среду. Общайтесь с ребенком на разные темы, используйте новые слова в повседневной жизни и поощряйте его за попытки говорить. Это поможет ему чувствовать себя комфортно в использовании языка.
