
Сегодня не утихают споры по поводу необходимости развивающих занятий с детьми раннего возраста. Противники этой системы обучения приводят примеры подросших учеников, которые так и не стали ни кандидатами наук, ни великими учеными. Но положительного влияния на общее развитие малыша подобных методик не смог оспорить ни один противник раннего обучения.
Методика раннего развития детей врача-нейрохирурга Гленна Домана
Первым ученым-медиком, который озвучил необходимость раннего развития ребенка, стал американский врач-нейрохирург Гленн Доман. Работая с травмами головного мозга, Доман заметил, что при систематическом повторении увиденного на картинках, в словах или фигурах, поврежденные клетки головного мозга начинают функционировать быстрее и восстанавливаются гораздо в большей степени.
Он предположил, что в случаях с маленькими детьми в период интенсивного роста головного мозга можно добиться небывалого успеха в освоении чтения, счета и музыкальной грамоты. Важным условием успеха его методики является интенсивность смены карточек к разглядыванию. Она наращивается подобно снежному кому. Если в первое занятие карточку со словом показывать необходимо в течение одной секунды, то к концу первого этапа ознакомительного процесса карточки меняются за доли секунды.
Но если вы хотите, чтобы малыш научился читать по методике раннего развития детей, разработанной Доманом, не перегружайте пространство детской карточками с буквами и слогами, не затягивайте процесс обучения тому или иному элементу. Помните про время, которое может потратить маленький ребенок, удерживая внимание на одном предмете, — оно минимально. Несколько секунд.
Это объясняется, с одной стороны, количеством концентрации внимания малыша, с другой стороны — активностью работы головного мозга ребенка.
Автор также доказал необходимость сочетания умственного и физического развития. Гленн Доман методики раннего развития ребенка, предлагает смастерить для трехмесячного младенца специальный трек для ползания. В его основе — каркас из плотного материала и стенки, обитые мягкой тканью.
Такой трек необходимо располагать немного под углом, ставя один конец на опору не выше 10 см. Ребенок выкладывается в трек на животик, а родитель ставит свою ладонь перед пяточками малыша, чтобы перевести рефлекторные отталкивания в осознанное действие.
Согласно исследованиям американских врачей, в треке Гленна Домана малыш учится ползать быстрее и полностью овладевает этим умением к пяти месяцам своего существования. Закреплять навыки ползания в этом треке можно и дальше — до возраста, необходимого для развития умения стоять или сидеть.
Замечено, что дети, воспитываемые по методике раннего развития Гленна Домана, развиваются значительно быстрее своих сверстников, они быстрее начинают держать голову, ползти и сидеть. Они начинают ходить в семь месяцев, а в шесть произносят первые слоги. Конечно, знания, полученные по этой методике, позволяют только активизировать возможности мозговой деятельности и не сулят в дальнейшем гениальных открытий, но существенно облегчают жизнь ребенка в школьные годы и в годы обучения в университете.
Сесиль Лупан — француженка, которая умело сочетала методику раннего развития детей в домашних условиях Гленна Домана с собственным подходом к развитию дочери. Она изменила принцип показа карточек, сделав процесс медленней, но интересней. Каждое новое достижение ребенка возводилось в ранг открытий и фиксировалось ею на специально выделенной стене в детской комнате. Сесиль постаралась взять из методики Гленна Домана основную идею, но применяла она ее исходя из собственных реалий.
Врачи отмечают, что методики раннего развития детей, разработанные различными авторами, имеют свои особенности и преимущества. Например, подходы Марии Монтессори акцентируют внимание на самостоятельности и свободе выбора ребенка, что способствует развитию его инициативности и креативности. В то же время, методика Зайцева, основанная на игре и взаимодействии, помогает детям легче усваивать навыки чтения и счета. Специалисты подчеркивают, что важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при выборе методики. Комбинирование различных подходов может привести к более гармоничному развитию, так как каждый метод вносит свой вклад в формирование личности и когнитивных навыков. Врачи рекомендуют родителям быть внимательными к интересам и потребностям своих детей, чтобы выбрать наиболее подходящий путь их развития.

Методика раннего развития детей инженера Массару Ибуки
Еще один яркий представитель подвижников раннего развития — Масару Ибука. Не педагог, не врач и даже не психолог. Масару Ибука — обычный бизнесмен, который разработал методику раннего развития детей, ища способы и формы реабилитации для больного сына. Его ребенок перенес тяжелую болезнь и стал отставать в развитии, отец направлял всю свою энергию на то, чтобы найти возможность помочь ребенку в реабилитации.
Будучи одним из основателей корпорации Sony, Масару Ибука много общался с философами, педагогами-новаторами, врачами и психологами. Итогом его просветительской деятельности стало создание организации «Обучение талантов» и «Японской ассоциации раннего развития», которая продолжает свою деятельность и сегодня.
Как говорил автор методики развития детей раннего возраста Масару Ибука, «После трех уже поздно!» Это означает, что наиболее подходящий период для развития задатков в ребенке напрямую связан с темпами роста его головного мозга.
Чем быстрее растет мозг, тем больше знаний можно вложить в малыша, тем больше талантов возможно развить. Так как к полугоду мозг малыша формирует около 50% нейронных связей, а к трем годам до 80% головного мозга сформировано, то именно в самом раннем возрасте можно развить в ребенке потребности, чувства, мышление и творчество. Девиз доктрины Ибука: «Кормите ребенка знаниями, этим его нельзя перекормить».
Методика раннего развития детей педагогов-новаторов Никитины

Сегодня по методике семьи Никитиных работают педагоги во всем мире, Борис и Елена выпустили большое количество развивающих игр, разработали целую концепцию раннего развития, закаливания, физической активности.
Методики раннего развития детей, разработанные различными авторами, вызывают широкий спектр мнений среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие подходы, как методика Монтессори или система Зайцева, способствуют развитию самостоятельности и креативности у детей. Родители, использующие эти методики, часто делятся положительными результатами: их дети быстрее осваивают навыки чтения и счета, становятся более уверенными в себе.
Однако не все согласны с тем, что раннее развитие является панацеей. Некоторые специалисты предупреждают о рисках перегрузки детей и необходимости учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно помнить, что каждая методика имеет свои плюсы и минусы, и выбор подхода должен основываться на потребностях и интересах конкретного ребенка. В конечном итоге, гармоничное развитие возможно только в атмосфере любви и поддержки, независимо от выбранной методики.

Методика раннего развития детей педагога Марии Монтессори
Безусловно, достойна упоминания и старейшая методика раннего развития детей итальянского педагога Мариии Монтессори, получившая широкое распространение на Западе, а в Россию пришедшая в конце восьмидесятых годов.
Более ста лет назад Мария, будучи врачом в детской клинике, обратила внимание на то, как бесцельно слонялись по коридорам лечебницы дети с психическими отклонениями. Она отметила, что эти дети при должном уходе и стимулировании могли бы получить полноценное воспитание и исправить свой недуг.
Мария начала изучать психологию и педагогику, вскоре разработав свою систему раннего развития в естественной среде. Автор методики раннего развития детей Монтессори опиралась на сенсорную обстановку, окружающую ребенка. Она впервые заговорила о том, что для полноценного развития малыша необходимо дать ему свободу действия.
Главный принцип методики раннего развития детей Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!» Другими словами, родитель или воспитатель создают развивающую среду для ребенка при помощи подручных средств, направляют ребенка в его познании и дают ему шанс закрепить свою индивидуальность в окружающем мире.
Вопрос-ответ

Какие есть методики раннего развития детей?
Существует множество методик раннего развития детей, среди которых наиболее популярны: методика Монтессори, основанная на самостоятельной деятельности и свободе выбора; система Ханен, фокусирующаяся на развитии языковых навыков через взаимодействие; методика Рейфа, акцентирующая внимание на эмоциональном и социальном развитии; а также программа «Счастливый малыш», которая включает игры и занятия для развития моторики и когнитивных навыков. Каждая из этих методик предлагает уникальные подходы к обучению и развитию, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Что такое развитие ребенка по мнению разных авторов?
Развитие ребёнка – это процесс созревания, который включает в себя младенчество, раннее детство, средний детский возраст и подростковый возраст. Существует множество теорий развития ребёнка, включая теории Фрейда, Эриксона и Выготского. Младенчество начинается с момента рождения и длится до двух лет.
Какой метод наиболее эффективен при диагностике детей раннего возраста?
Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2-3 формы), складывание пирамидки (из шариков, колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные картинки (2-4), разрезные картинки (из 2-3 частей).
Советы
СОВЕТ №1
Изучите различные методики раннего развития, такие как методика Монтессори, Вальдорфская педагогика или методика Зайцева. Каждая из них имеет свои особенности и подходы, которые могут подойти вашему ребенку в зависимости от его индивидуальных потребностей и интересов.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на возрастные особенности вашего ребенка. Некоторые методики могут быть более эффективными в определенные возрастные периоды. Например, методики, основанные на игре, могут быть особенно полезны для детей младшего возраста, тогда как более структурированные подходы могут подойти детям старшего возраста.
СОВЕТ №3
Не забывайте о важности игры в процессе обучения. Многие авторы подчеркивают, что игра является естественным способом обучения для детей. Используйте игровые элементы в обучении, чтобы сделать процесс более увлекательным и эффективным.
СОВЕТ №4
Регулярно общайтесь с другими родителями и педагогами, которые используют различные методики раннего развития. Обмен опытом и рекомендациями может помочь вам выбрать наиболее подходящий подход для вашего ребенка и избежать распространенных ошибок.